Управление в корпоративных информационных системах
Общий объем дисциплины составляет 3 зачетных единиц (з.е.), 108 академических часа.
Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)
Виды учебной работы |
Объем в часах по семестрам |
|
Всего |
1 семестр |
|
1. Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий (всего) |
|
|
Аудиторная работа (всего) |
51 |
51 |
· Лекции (Л) |
17 |
17 |
· семинары (С) |
34 |
34 |
2. Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего) |
57 |
57 |
· Проработка учебного материала лекций |
4 |
4 |
· Подготовка к семинарам |
8 |
8 |
· Подготовка к рубежному контролю, контрольной работе (РК1, РК2) |
6 |
6 |
· Подготовка докладов, рефератов, презентации (3с.) |
4 |
4 |
· Выполнение домашнего задания |
10 |
10 |
· Другие, отдельные виды СРС по Положению «Об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана»- подготовка к экзамену |
25 |
25 |
Вид промежуточной аттестации обучающегося |
экзамен |
экзамен |
Содержание дисциплины, структурированное по модулям.
Модуль 1 .Основы ИТ-менеджмента и модели управления(8 часов)
Лекции по модулю 1. Содержание. Объем часов:
Лекция 1.
ИТ-менеджмент как вид современного менеджмента.
Предмет ИТ_менеджмента: управление ЖЦ корпоративной информационной системы.
IT-Governance и IT- менеджмент: общность и отличия.
Место и роль комплекса ИТ в развитии современного предприятия.
(2 часа)
Лекция 2.
ИТ-инфраструктура предприятия.
Подходы к созданию ИТ-инфраструктуры предприятия.
Инсорсинги аутсорсинг: достоинства и недостатки.
Выбор партнера–разработчика: проведение тендера.
Виды консалтинга: технологический консалтинг.
ИТ- консалтинг: место и роль в развитии ИТ-инфраструктуры предприятия.
(2 часа)
Лекция 3.
ИТ-стратегия как отражение бизнес-стратегии
ИТ-стратегия: определение.
Связь ИТ-стратегии с бизнес-стратегией.
Бизнес-модель: основные аспекты.От миссии к стратегии.
Бизнес-архитектура. Моделирование бизнес-процессов.
Cтратегические ИТ-цели в формате SMART.
(2 часа)
Лекция 4.
Методологии управления корпоративными системами
Обзор высокоуровневых стандартов управления ИТ..
Понятие архитектуры корпоративной системы и архитектурного процесса..
Домены архитектуры. Бизнес-архитектура. Архитектура информации.
Архитектура приложений. Технологическая архитектура.
(2 часа)
Семинары по модулю 1. Содержание. Объем 18 часов
Семинар 1.
Парадокс разработки информационных систем и наилучшие практики.
Наилучшие практики проектирования КИС.
Итеративная разработка.
Управление требованиями.
Визуальное моделирование и конструирование.
(2 часа)
Семинар 2.
Управление рисками и эффективностью.
Виды ИТ-рисков.
Проектные риски.
Ключевые индикаторы (критерии) эффективности и качества ИТ.
Критерий TCO (Totalcostofownership) – структура и методы оценки.
Критерий ROI (Returnofinvestments) - структура и методы оценки.
(2 часа)
Семинар 3.
Оргструктура и управление персоналом ДИТ предприятия
Проектная ориентация ДИТ предприятия.
Сервисная ориентация ДИТ предприятия.
Матричная оргструктура ДИТ предприятия.
Управление ИТ-персоналом.
(2 часа)
Семинар 4.
Стандарт CobIT 5
Стандарт CobIT 5: Общая характеристика.
Стандарт CobIT 5: Основные принципы.
Стандарт CobIT 5: Домены, процессы и роли.
(2 часа)
Семинар 5.
Стандарт CobIT 5
Стандарт CobIT 5: Планирование и организация
Стандарт CobIT 5: Приобретение и установка.
(2 часа)
Семинар 6.
Стандарт CobIT 5
Стандарт CobIT 5: Сопровождение и поддержка.
Стандарт CobIT 5: Мониторинг.
(2 часа)
Семинар 7.
Методология ITSM.
ITSM: состав процессов.
ITSM: управление инцидентами.
ITSM: ServiceLayerAgreement – соглашение об уровне сервиса.
ITSM: служба HelpDesk, структура, процессы, эскалация индидентов.
(2 часа)
Семинар 8.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Стандарт ITILv3: общая характеристика.
Стандарт ITILv3: основные понятия.
Стандарт ITILv3: типы поставщиков и их особенности.
(2 часа)
Семинар 9.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Стандарт ITILv3: жизненный цикл услуги.
Стандарт ITILv3: состав и структура процессов.
Стандарт ITILv3: разработка стратегии ИТ-услуги (планирование).
(2 часа)
Самостоятельная работа по модулю1 (по видам самостоятельной работы). Объем часов:
Проработка учебного материала лекций - 2 часа
Подготовка к семинарам - 4 часов
Подготовка доклада на семинаре (2,5 стр) - 2 часа
Подготовка к письменной контрольной работе по модулю 1 - 3 часа.
Выполнение домашнего задания (1 часть: аналитический обзор и разработка технического задания) - 5 часов
Итого по модулю 1: - 16 час
Домашнее задание (всего 10 часов, в том числе в модуле 1 – 5 часов)
Требования к выполнению ДЗ.
В процессе выполнения домашнего задания студент должен:
- провести сравнительный критический анализ имеющихся методов и методик выполнения заданного процесса;
- разработать ТЗ на проектирование управляющего процесса;
- разработать функциональную схему управляющего процесса в нотации IDEF0 и IDEF3 , в соответствии с заданием (тип процесса, используемый стандарт и особенности ИС задаются преподавателем индивидуально);
- разработать имитационную модель (структурную схему и спецификацию) процесса, соответствующего варианту задания, с указанием контрольных точек для измерения значений ключевых показателей;
- определить и обосновать набор ключевых индикаторов для оценки качества выполнения процесса и разработать (сформулировать) процедуру (метод) их оценки;
- определить расположение контрольных точек для контроля выполнения процесса;
- сформулировать требования к членам команды процесса;
- разработать и распределить роли между акторами – участниками команды;
- оформить отчёт в соответствии с требованиями к проектной документации, содержащий: задание, описание функциональной и структурной схемы процесса, контрольных точек, документов, должностных инструкций владельца и участников процесса.
Темы домашних заданий (примеры вариантов).
Вариант 1.
«Разработка управляющего процесса "Стратегия ИТ-сервиса "Электронный документооборот предприятия СМБ""».
Вариант 2.
«Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов ERP-системы для банка АВС»
Вариант 3.
«Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов системы электронного документооборота на предприятии СКБ».
Вариант 4.
«Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов BI- системы на предприятии СКБ».
Вариант 5.
«Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов ECM- системы на предприятии СКБ».
Вариант 6.
«Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов ECM- системы на предприятии СКБ».
Вариант 7.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов ERP-системы на предприятии СКБ».
Вариант 8.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов ERP-системы на предприятии СМБ».
Вариант 9.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов ECM- системы на предприятии СМБ».
Вариант 10.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов ECM- системы на предприятии СКБ».
Вариант 11.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов PLM-системы на предприятии СКБ».
Вариант 12.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов системы электронного документооборота на предприятии СМБ».
Вариант 13.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов BI-системы на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).
Вариант 14.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов BI-системы на предприятии СМБ».
Вариант 15.
«Разработка плана управления мощностями сервисов BI-системы на предприятии СМБ».
Вариант 16.
«Разработка плана управления мощностями сервисов BI-системы на предприятии СКБ».
Вариант 17.
«Разработка плана управления мощностями сервисов ERP-системы на предприятии СКБ»/
Вариант 18.
«Разработка плана управления мощностями сервисов ECM-системы на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).
Вариант 19.
«Разработка плана управления мощностями сервисов ERP-системы на предприятии СМБ».
Вариант 20.
«Разработка плана управления мощностями сервисов ECM-системы на предприятии СКБ».
Вариант 21.
«Разработка управляющего процесса "Стратегия ИТ-сервиса "Электронный документооборот предприятия СКБ".
Вариант 22.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов системы электронного документооборота в банке».
Вариант 23.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов PLM-системы на предприятии СКБ».
Вариант 24.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов ERP-системы на предприятии СКБ».
Вариант 25.
«Разработка плана управления непрерывностью сервисов CRM-системы на предприятии СКБ».
Трудоёмкость ДЗ (включая защиту) – 10 час (в том числе в модуле 1 – 5 часов).
Сроки выполнения ДЗ.
Срок выдачи ДЗ- 1 неделя,
Срок сдачи ДЗ:
Часть 1. Постановка задачи и аналитический обзор проблемы - 7 неделя
Часть 2. Отчет по ДЗ окончательный - -12 неделя
Защита ДЗ. -16 неделя.
Рейтинговые оценки за ДЗ (мин/макс):
Модуль 1. –2/5.
Модуль 2. –2/5.
Итого за ДЗ. -4/10
Модуль 2. Методы и стандарты управления в корпоративных системах
(9 часов)
Лекции по модулю 2. Содержание. Объем часов
Лекция 5
Стандарты в ИТ-менеджменте.
Виды стандартов, применяемых при проектировании КИС.
Иерархия стандартов в управлении комплексом ИТ предприятия.
Управление комплексом ИТ предприятия на основе ITIL и COBIT.
Сравнительный анализ последних редакций ITIL и COBIT.
(2 часа)
Лекция 6.
Архитектурный подход к управлению комплексом ИТ предприятия.
Управляемый архитектурный процесс как основа обеспечения качества корпоративной информационной системы.
Влияние Архитектурного процесса на бизнес и ИТ-риски.
Архитектурные модели.
Схема Захмана: общая характеристика, аспекты, представления, точки зрения.
Обзор архитектурных моделей:FEAF, DoDAF, TOFAF, Microsoft, IBM, Gartner : общие черты и отличия.
(2 часа)
Лекция 7.
Управления качеством ИС и ИТ-сервисов.
Сравнительный анализ основных отечественных и зарубежных стандартов по менеджменту качества ИС.
Стандарты ISO900х.
Модель зрелости процессов: CMM.
20 положений ISO 9001 и сравнение их с практиками CMM.
(2 часа)
Лекция 8.
Современные концепции управления комплексом ИТ предприятия: обзор.
Основы управления бизнес-процессами(BusinessProcessManagement = BPM).
Языки описания и управления бизнес-процессами (BPMN, BPEL).
Технологии управления бизнес-процессами (BPM).
Концепция Product Life Management = PLM.
Основы методологии управления контентом предприятия (EntrerpriseContentManagement = ECM).Технологии ECM.
(2 часа)
Лекция 9.
Инструментальные средства ИТ-менеджера.
Обзор программного обеспечения.
MSProject 2013 – средство управления проектами от .Microsoft.
Speeder - отечественное ПО для управления проектами.
(1 час)
Семинары по модулю 2. Содержание. Объем 16 часов
Семинар 10.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Стандарт ITILv3: разработка(проектирование) ИТ-услуги.
Стандарт ITILv3: передача(внедрение) ИТ-услуги.
(2 часа)
Семинар 11.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Стандарт ITILv3: использование (поддержка) ИТ-услуги.
Стандарт ITILv3: непрерывное усовершенствование ИТ-услуги.
(2 часа)
Семинар 12.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Основные метрики оценки качества ИТ-услуг.
Управление финансами.
Управление портфелем услуг.
(2 часа)
Семинар 13.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Управление уровнем услуг.
РазработкаSLA=-ServiceLevelAgreement.
(2 часа)
Семинар 14.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Управление доступностью ИТ-услуг.
Модели оценки уровня доступности ИТ-услуг.
(2 часа)
Семинар 15.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Управление непрерывностью ИТ-услуг.
Модели оценки уровня непрерывности ИТ-услуг
Разработка плана управления непрерывностью.
(2 часа)
Семинар 16.
Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.
Управление мощностью ИТ-услуг.
Модели оценки уровня производительности ИТ-услуг.
Методы управления мощностями: реактивные, проактивные.
(2 часа)
Семинар 17.
Архитектура открытых систем (ОС).
Свойства открытых систем.
Модели OSF/SE и OSE/RM.
Понятие профиля ОС.
Таксономия профилей.
(2 часа)
Самостоятельная работа в модуле 2 (по видам самостоятельной работы). Объем часов:
Проработка учебного материала лекций - 2 часа
Подготовка к семинарам - 4 часа
Подготовка доклада, презентации на семинаре (3 стр) - 2 часа
Подготовка к письменной контрольной работе по модулю 1 - 3 часа.
Выполнение домашнего задания (1+2 часть+защита) - 5 часов
Итого по модулю 2: - 16 час