Тематический план

  • Управление в корпоративных информационных системах

    Общий объем дисциплины составляет 3 зачетных единиц (з.е.),  108 академических часа.

     Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах) 

    Виды учебной работы

    Объем в часах по семестрам

    Всего

    1

    семестр

    1. Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий  (всего)

     

     

    Аудиторная работа (всего)

    51

    51

    ·     Лекции (Л)

    17

    17

    ·     семинары (С)

    34

    34

    2. Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего)

    57

    57

    ·         Проработка учебного материала лекций

    4

    4

    ·         Подготовка к семинарам

    8

    8

    ·         Подготовка к рубежному контролю, контрольной работе (РК1, РК2)

    6

    6

    ·         Подготовка докладов, рефератов, презентации (3с.)

    4

    4

    ·         Выполнение домашнего задания

    10

    10

    ·         Другие, отдельные виды СРС по Положению «Об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана»- подготовка к экзамену

    25

    25

    Вид промежуточной аттестации обучающегося

    экзамен

    экзамен

     

     

     

    Содержание дисциплины, структурированное по модулям.

     

    Модуль 1 .Основы ИТ-менеджмента  и модели  управления(8 часов)

     

    Лекции по модулю 1. Содержание. Объем часов:

     

    Лекция 1.

    ИТ-менеджмент как вид современного менеджмента.

    Предмет  ИТ_менеджмента: управление ЖЦ корпоративной информационной системы.

    IT-Governance и  IT- менеджмент:  общность и отличия.

    Место и роль комплекса  ИТ  в развитии современного предприятия.

    (2 часа)


    Лекция 2.

    ИТ-инфраструктура предприятия.

    Подходы к созданию ИТ-инфраструктуры  предприятия.

    Инсорсинги аутсорсинг: достоинства и недостатки.

    Выбор партнера–разработчика: проведение тендера.

    Виды консалтинга:  технологический консалтинг.

    ИТ- консалтинг: место  и  роль в развитии ИТ-инфраструктуры предприятия.

    (2 часа)


    Лекция 3.

    ИТ-стратегия как отражение бизнес-стратегии

    ИТ-стратегия: определение.

    Связь ИТ-стратегии с бизнес-стратегией.

    Бизнес-модель: основные аспекты.От миссии к стратегии.

    Бизнес-архитектура. Моделирование бизнес-процессов.

    Cтратегические ИТ-цели  в формате SMART.

    (2 часа)


    Лекция 4.

    Методологии  управления  корпоративными системами

    Обзор высокоуровневых стандартов управления ИТ..

    Понятие архитектуры корпоративной системы  и архитектурного процесса..

    Домены архитектуры. Бизнес-архитектура. Архитектура информации.

    Архитектура приложений. Технологическая архитектура.

    (2 часа)

     

    Семинары по модулю 1. Содержание. Объем 18  часов

     Семинар 1.

    Парадокс разработки информационных систем и наилучшие практики.

    Наилучшие практики проектирования КИС.

     Итеративная разработка.

    Управление требованиями.

    Визуальное моделирование и конструирование.

    (2 часа)

     

    Семинар 2.

    Управление рисками и эффективностью.

    Виды ИТ-рисков.

    Проектные риски.

    Ключевые индикаторы (критерии) эффективности и качества ИТ.

    Критерий TCO (Totalcostofownership) – структура и методы оценки.

    Критерий ROI (Returnofinvestments) - структура и методы оценки.

    (2 часа)

    Семинар 3. 

    Оргструктура и управление персоналом ДИТ предприятия

    Проектная ориентация ДИТ предприятия.

    Сервисная ориентация ДИТ предприятия.

    Матричная оргструктура ДИТ предприятия.

    Управление ИТ-персоналом.

    (2 часа)

    Семинар 4.

    Стандарт CobIT 5

    Стандарт CobIT 5: Общая характеристика.

    Стандарт CobIT 5: Основные принципы.

    Стандарт CobIT 5:  Домены, процессы и роли.

    (2 часа)

    Семинар 5.

    Стандарт CobIT 5

    Стандарт CobIT 5: Планирование и организация

    Стандарт CobIT 5: Приобретение и установка.

    (2 часа)

     

    Семинар 6.

    Стандарт CobIT 5

    Стандарт CobIT 5: Сопровождение и поддержка.

    Стандарт CobIT 5: Мониторинг.

    (2 часа)

    Семинар 7.

    Методология ITSM.

    ITSM: состав процессов.

    ITSM: управление инцидентами.

    ITSMServiceLayerAgreement – соглашение об уровне сервиса.

    ITSM:  служба HelpDesk, структура, процессы, эскалация индидентов.

    (2 часа)

     

     

    Семинар 8.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Стандарт ITILv3:  общая характеристика.

    Стандарт ITILv3:  основные понятия.

    Стандарт ITILv3:  типы поставщиков и их особенности. 

    (2 часа)

    Семинар 9.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Стандарт ITILv3:  жизненный цикл услуги.

    Стандарт ITILv3:  состав и структура процессов.

    Стандарт ITILv3:  разработка стратегии ИТ-услуги (планирование).

    (2 часа)

      

    Самостоятельная работа  по модулю1  (по видам самостоятельной работы). Объем часов:

    Проработка учебного материала лекций                                          - 2 часа

    Подготовка к семинарам                                                                   - 4 часов

    Подготовка доклада  на семинаре (2,5 стр)                                      - 2 часа

    Подготовка к письменной контрольной работе  по модулю 1        - 3 часа.

    Выполнение домашнего задания (1 часть: аналитический обзор и разработка технического задания)    - 5 часов

    Итого по модулю 1:                                                                           - 16 час

     

    Домашнее задание  (всего 10 часов, в том числе в модуле 1 – 5 часов)

     

    Требования к выполнению  ДЗ.

     

    В процессе выполнения домашнего задания студент должен:

    - провести сравнительный критический анализ имеющихся методов и методик выполнения заданного процесса;

    - разработать ТЗ на проектирование управляющего процесса;

    - разработать функциональную схему управляющего процесса в нотации IDEF0 и IDEF3 , в соответствии с  заданием (тип процесса, используемый стандарт и особенности ИС задаются преподавателем индивидуально);

    - разработать имитационную модель (структурную схему и спецификацию) процесса,  соответствующего варианту задания, с указанием контрольных точек для измерения значений ключевых показателей;

    - определить  и обосновать набор ключевых индикаторов для оценки качества выполнения процесса и разработать (сформулировать) процедуру (метод) их оценки;

    - определить расположение контрольных точек для контроля выполнения процесса;

    - сформулировать требования к  членам команды процесса;

    - разработать и распределить  роли между акторами – участниками команды;

    - оформить отчёт в соответствии с требованиями к проектной документации, содержащий:  задание, описание функциональной и структурной  схемы процесса, контрольных точек, документов, должностных  инструкций владельца  и участников  процесса.

     

    Темы домашних заданий (примеры  вариантов).

     

    Вариант 1.

    «Разработка управляющего процесса "Стратегия ИТ-сервиса "Электронный документооборот предприятия СМБ""».

     

    Вариант 2.

    «Разработка управляющего  процесса "Управление доступностью сервисов  ERP-системы для банка АВС»

     

    Вариант 3.

    «Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов  системы электронного документооборота на предприятии СКБ».

     

    Вариант 4.

    «Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов  BI- системы  на предприятии СКБ».

     

    Вариант 5.

    «Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов  ECM- системы  на предприятии СКБ».

     

    Вариант 6.

    «Разработка управляющего процесса "Управление доступностью сервисов  ECM- системы  на предприятии СКБ».

      

    Вариант 7.

    «Разработка   плана  управления непрерывностью сервисов ERP-системы на предприятии СКБ».

     

    Вариант 8.

    «Разработка   плана  управления непрерывностью сервисов ERP-системы на предприятии СМБ».

     

    Вариант 9.

    «Разработка   плана  управления непрерывностью сервисов ECM- системы на предприятии СМБ».

     

    Вариант 10.

    «Разработка   плана  управления непрерывностью сервисов ECM- системы  на предприятии СКБ».

     

    Вариант 11.

    «Разработка   плана  управления непрерывностью сервисов PLM-системы на предприятии СКБ».

     

    Вариант 12.

    «Разработка плана управления непрерывностью сервисов системы электронного документооборота на предприятии СМБ».

     

    Вариант 13.

    «Разработка   плана  управления непрерывностью сервисов BI-системы на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

     

    Вариант 14.

    «Разработка   плана  управления непрерывностью сервисов BI-системы на предприятии СМБ».

     

    Вариант 15.

    «Разработка   плана управления мощностями сервисов  BI-системы на предприятии СМБ».

     

    Вариант 16.

    «Разработка   плана управления мощностями сервисов  BI-системы на предприятии СКБ».

     

     

    Вариант 17.

    «Разработка   плана управления мощностями сервисов  ERP-системы на предприятии СКБ»/

     

    Вариант 18.

    «Разработка   плана управления мощностями сервисов  ECM-системы на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

     

     

    Вариант 19.

    «Разработка   плана управления мощностями сервисов  ERP-системы на предприятии СМБ».

     

    Вариант 20.

    «Разработка  плана  управления мощностями сервисов ECM-системы на предприятии СКБ».

     

    Вариант 21.

    «Разработка   управляющего процесса "Стратегия ИТ-сервиса "Электронный документооборот предприятия СКБ".

     

    Вариант 22.

    «Разработка   плана управления непрерывностью сервисов системы электронного документооборота  в банке».

     

    Вариант 23.

    «Разработка   плана управления непрерывностью сервисов PLM-системы на предприятии СКБ».

     

    Вариант 24.

    «Разработка   плана управления непрерывностью сервисов ERP-системы на предприятии СКБ».

     

    Вариант 25.

    «Разработка   плана управления непрерывностью сервисов CRM-системы на предприятии СКБ».

     

     

     

    Трудоёмкость ДЗ (включая защиту) – 10 час (в том числе в модуле 1 – 5 часов).

    Сроки выполнения ДЗ.

    Срок выдачи ДЗ-                   1 неделя,

    Срок  сдачи  ДЗ:

    Часть 1. Постановка задачи и аналитический обзор проблемы -   7 неделя

    Часть 2. Отчет по ДЗ окончательный -                                           -12 неделя

    Защита ДЗ.                                                                                        -16 неделя.

    Рейтинговые оценки за ДЗ (мин/макс):

    Модуль 1.          –2/5.

    Модуль 2.          –2/5.

    Итого за ДЗ.       -4/10


    Модуль 2. Методы и стандарты управления  в корпоративных системах

                                                                                                       (9  часов)

    Лекции по модулю 2.   Содержание. Объем часов

     

    Лекция 5

    Стандарты в ИТ-менеджменте.

    Виды стандартов, применяемых при проектировании КИС.

    Иерархия стандартов в управлении комплексом ИТ предприятия.

    Управление комплексом ИТ предприятия на  основе ITIL  и COBIT.

    Сравнительный анализ   последних редакций ITIL  и COBIT.

    (2 часа)


    Лекция 6.

    Архитектурный подход к управлению комплексом ИТ предприятия.

    Управляемый архитектурный процесс как основа обеспечения качества корпоративной информационной системы.

    Влияние Архитектурного процесса  на бизнес и ИТ-риски.

    Архитектурные модели.

    Схема Захмана: общая характеристика, аспекты, представления, точки зрения.

    Обзор архитектурных моделей:FEAFDoDAF, TOFAF, Microsoft, IBMGartner : общие черты и отличия.

    (2 часа)


    Лекция 7.

    Управления качеством ИС  и ИТ-сервисов.

    Сравнительный анализ основных отечественных и зарубежных стандартов по менеджменту качества ИС.

    Стандарты ISO900х.

    Модель зрелости процессов: CMM.

    20 положений ISO 9001 и сравнение их с практиками CMM.

    (2 часа)

    Лекция 8.

    Современные концепции управления комплексом ИТ предприятия: обзор.

    Основы  управления бизнес-процессами(BusinessProcessManagement = BPM).

    Языки описания и управления бизнес-процессами (BPMN, BPEL).

    Технологии управления бизнес-процессами  (BPM).

    Концепция  Product Life Management = PLM.

    Основы методологии управления контентом предприятия (EntrerpriseContentManagement = ECM).Технологии ECM.

    (2 часа)

     

    Лекция 9. 

    Инструментальные средства ИТ-менеджера.

    Обзор программного обеспечения.

    MSProject 2013 – средство управления проектами от .Microsoft.

    Speeder - отечественное ПО для управления проектами.

    (1 час)

     

     

    Семинары по модулю 2. Содержание. Объем 16  часов 

     

    Семинар 10.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Стандарт ITILv3:  разработка(проектирование)  ИТ-услуги.

    Стандарт ITILv3:  передача(внедрение)  ИТ-услуги.

    (2 часа)

     

    Семинар 11.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Стандарт ITILv3:  использование (поддержка)  ИТ-услуги.

    Стандарт ITILv3:  непрерывное усовершенствование  ИТ-услуги.

    (2 часа)

     

    Семинар 12.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Основные метрики оценки качества ИТ-услуг.

    Управление финансами.

    Управление портфелем услуг.

    (2 часа)

     

    Семинар 13.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Управление уровнем услуг.

    РазработкаSLA=-ServiceLevelAgreement.

    (2 часа)

     

    Семинар 14.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Управление доступностью ИТ-услуг.

    Модели оценки уровня доступности ИТ-услуг.

    (2 часа)

     

    Семинар 15.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Управление  непрерывностью ИТ-услуг.

    Модели оценки уровня непрерывности ИТ-услуг

    Разработка плана управления непрерывностью.

    (2 часа)

     

    Семинар 16.

    Управление корпоративными системами и ИТ-сервисами на основе ITIL.

    Управление  мощностью ИТ-услуг.

    Модели оценки уровня производительности ИТ-услуг.

    Методы управления мощностями: реактивные, проактивные.

    (2 часа)

     

    Семинар 17.

    Архитектура открытых систем (ОС).

    Свойства открытых систем.

    Модели OSF/SE и OSE/RM.

    Понятие профиля ОС.

    Таксономия профилей.

    (2 часа)

     

     

    Самостоятельная работа в модуле 2 (по видам самостоятельной работы). Объем часов:

    Проработка учебного материала лекций                                          - 2 часа

    Подготовка к семинарам                                                                     - 4 часа

    Подготовка доклада, презентации  на семинаре (3 стр)                   - 2 часа

    Подготовка к письменной контрольной работе  по модулю 1           - 3 часа.

    Выполнение домашнего задания (1+2 часть+защита)                      - 5 часов

    Итого по модулю 2:                                                                              - 16 час