Тематический план

  • Управление проектированием информационных систем


    Общий объем дисциплины составляет 4 зачетных единиц (з.е.),  144 академических часа.

    Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

    Виды учебной работы

    Объем в часах по семестрам

    Всего

    3

    семестр

    __

    семестр

    1. Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий  (всего)

     

    Аудиторная работа (всего)

    51

    51

     

    ·                     Лекции (Л)

    17

    17

     

    ·                     семинары (С)

    34

    34

     

    2. Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего)

    93

    93

     

    ·         Проработка учебного материала лекций

    5

    5

     

    ·         Подготовка к семинарам

    17

    17

     

    ·          Подготовка к рубежному контролю, контрольной работе (РК1, РК2)

    6

    6

     

    ·             Подготовка докладов, рефератов, презентации (5с.)

    10

    10

     

    ·             Выполнение домашнего задания

    40

    40

     

    ·          Другие, отдельные виды СРС по Положению «Об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана»- подготовка к зачету

    15

    15

     

    Вид промежуточной аттестации обучающегося

    зачет

    зачет

     

     

    Содержание дисциплины, структурированное по модулям.

     

    Модуль 1 .  Основы управления процессами разработки программного обеспечения  ИС.       (8 часов)

     Лекции по модулю 1. Содержание. Объем  часов:


    Лекция 1.

    Особенности ИТ-менеджмента при разработке программного обеспечения и технологической архитектуры ИС.

    Понятие проекта создания ИС и его жизненного цикла (ЖЦ).

    Методология проектирования и управления  ИС: основные задачи.

    Методология и фреймворк: общность и отличия.

    (2 часа)

    Лекция 2.

    Виды  моделей ЖЦ проекта

    Каскадная, итерационная, спиральная, V- образная  модели.

    Зависимость рисков от типа модели ЖЦ.

    Основные процессы ЖЦ. Управление ЖЦ проекта.

    Стандарты на процессы  ЖЦ:  ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 и 15288-2005.

    (2 часа)

    Лекция 3.

    Парадокс разработки программных систем

    и наилучшие практики проектирования ИС как способ  его разрешения.

    Итеративная разработка.Управление требованиями.Управление рисками.

    Управление изменениями.Визуальное моделирование и конструирование.

    Применение компонентных архитектур. Управление качеством  разработки.

    Документирование систем и процессов.

    (2 часа)

    Лекция 4.

    Методология  PMBoK

    Краткая история. Что было до того, как?

    Понятие проекта и проектного управления.

    Области знаний. Состав проектной команды и организационная структура.

    Виды организационных структур, их особенности.

    Основные группы процессов управления проектом, их взаимосвязь.

    (2 часа)

     

    Семинары по модулю 1. Содержание. Объем 18  часов

     

    Семинар 1. 

    Традиционные модели  ЖЦ 

    Каскадная модель ЖЦ:  достоинства  и недостатки. 

    Итерационная модель ЖЦ:  достоинства  и недостатки.                (2 часа)

    Семинар 2.

    Стандарты  ЖЦ

    Стандарт ГОСТ Р  ИСО/МЭК 12207-2010: Структура, группы процессов ЖЦ.

    Стандарт ГОСТ Р  ИСО/МЭК 15288-2008: Структура, группы процессов ЖЦ.

    Обшность и различия ГОСТ Р  ИСО/МЭК 12207-2010 и ГОСТ Р  ИСО/МЭК 15288-2008.                      (2 часа)

    Семинар 3.  

    Современные  модели  ЖЦ 

    Спиральная модель ЖЦ:   достоинства  и недостатки.

    V-образная модель ЖЦ:  достоинства  и недостатки.

    Agile- подход к проектированию ИС.                 (2 часа)

    Семинар 4.

    Методология PMBoK

    Назначение, область применения.

    Понятие процесса.

    Структура фреймворка.

    Группы процессов и ихвзаимосвязь.              (2 часа)

    Семинар 5.

    Методология  PMBoK

    Жизненный цикл проекта, связь с ГОСТами.

    Процессы инициации проекта.

    Устав проекта. Контракт. Инсорсинг и аутсорсинг.

    Описание содержания проекта

    Техническое задание,  связь с ГОСТами.

    (2 часа)

    Семинар 6.

    Методология  PMBoK

    Группа процессов планирования.

    План управления проектом и его структура.

    План управления содержанием.

    Иерархическая структура работ.

    Определение состава и взаимосвязей операций      (2 часа)

    Семинар 7.

    Методология  PMBoK

    Группа процессов планирования.

    Оценка ресурсов операций.

    Оценка длительности операций.

    Разработка расписания.

    Стоимостная оценка.Разработка бюджета расходов.      (2 часа)

     

    Семинар 8.

    Методология  PMBoK

    Группа процессов планирования.

    Планирование качества.

    Связь со стандартами управления качеством ГОСТ Р ИСО/МЭК 900Х и СММ.

    Планирование человеческих ресурсов.

    Планирование коммуникаций.      (2 часа)


    Семинар 9.

    Методология  PMBoK

    Группа процессов планирования.

    Планирование управления рисками.

    Идентификация рисков.

    Качественный анализ рисков.

    Количественный анализ рисков.

    Методики количественного анализа  рисков.      (2 часа)

     

    Самостоятельная работа  по модулю  1  (по видам самостоятельной работы). Объем часов:

    Проработка учебного материала лекций                                                 - 2 часа

    Подготовка к семинарам                                                                           - 9 часов

    Подготовка доклада  на семинаре (2,5 стр)                                             - 5  часов

    Подготовка к письменной контрольной работе  по модулю1   -3 часа.

    Выполнение домашнего задания (1 часть)                                              - 20 часов

    Итого по модулю 1:                                                                                    - 39 часов

     

    Домашнее задание  (всего 40 часов, в том числе в модуле 1 – 20 часов)

    Модуль 2.  Методы и стандарты управления проектами разработки программного обеспечения и ИС.

                                                                                                       (9  часов)

    Лекции по модулю 2.   Содержание. Объем часов

     

    Лекция 5

    Методология  PMBoK.

    Процессы инициирования.

    Процессы планирования.

    Процессы исполнения.

    Процессы мониторинга и управления.

    Завершающие процессы.

    (2 часа)

    Лекция 6.

    Методология   P2M

    Понятие миссии, программы, проекта.

    Понятие инновации.

    Фреймворк Р2М.

    (2 часа)

    Лекция 7

    Стандарт  PRINCE2

    Понятие проекта: общность и отличия по сравнению с PMBoK

    Понятие контролируемой среды.

    Общность и отличия по сравнению с P2M

    (2 часа)

    Лекция 8.

    Объектный подход к проектированию и гибкие методологии.

    Особенности объектного проектирования с использованием языка UML.

    Современные методологии и фреймворки проектирования, обзор:

    RAD, RUP, MSF, Agile, SCRUM, XP, LP(LSD), Kanban.

     

    . (2 часа)

    Лекция 9. 

    Сравнение современных методологий проектирования ИС.

    Матрица сравнения: (степень итеративности процессов)х(глубина формализации).

    Место каждой методологии вматрице.

    (1 час)

     

     

    Семинары по модулю 2. Содержание. Объем 16  часов 

     

    Семинар 10.

    Методология  PMBoK

    Группа процессов планирования.

    Планирование реагирования на риски.

    Стратегии реагирования и планы мероприятий.

    Планирование покупок.

    Планирование контрактов.

    Анализ  и планирование контрактных рисков.        (2 часа)

     

    Семинар 11.

     Методология  PMBoK

    Группа процессов исполнения.

    Руководство и управление исполнением проекта.

    Процесс обеспечения качества.

    Набор и развитие  команды проекта.

    Распространение информации.       (2 часа)

     

    Семинар 12.

    Методология  PMBoK

    Группа процессов мониторинга и управления.

    Мониторинг и управление работами проекта.

    Общее управление изменениями.

    Управление содержанием.

    Управление расписанием.

    Управление стоимостью.    (2 часа)

     

    Семинар 13.

    Методология  PMBoK

    Группа процессов мониторинга и управления.

    Процесс контроля качества.

    Управление командой и участниками  проекта.

    Отчетность по исполнению.

    Наблюдение и управление рисками.

    Администрирование контрактов.

    Группа завершающих процессов     (2 часа)

     

    Семинар 14.

    Сравнение методологий  PMBoK  и  P2M

    Процессы в методологиях  PMBoK  и  P2M: общность и отличия.

    Программа и проект: взаимосвязь.

    Миссия программы  в Р2М.

    Понятие инновации в P2M.

    Акцент на мотивацию персонала

    Общность и отличия  PMBoK  и  P2M.         (2 часа)

     

    Семинар 15.

    Стандарт  PRINCE2

    Понятие проекта: общность и отличия по сравнению с PMBoK

    Понятие контролируемой среды.

    Общность и отличия по сравнению с P2M         (2 часа)

     

    Семинар 16. 

     Методология RUP

    Структура RUP. Основные понятия.

    Процессы в RUP.

    Типы процессов.

    Процесс управления проектом. Структура процесса.

    Итеративный подход: фазы, вехи, итерации.        (2 часа)


    Семинар 17.  

    Методология  MSF

    Фундаментальные принципы и образы мышления MSF.

    Образы мышления.

    Структура MSF. Основные понятия: модели, дисциплины, ЖЦ.

    Модели: -модель проектной группы; -модель управления(процессов); Дисциплины: -дисциплина управление проектами; -дисциплина управление рисками; -дисциплина управление подготовкой;

    Итеративный подход: фазы, вехи,итерации.

    (2 часа)

    Самостоятельная работа в модуле 2 (по видам самостоятельной работы). Объем часов:

    Проработка учебного материала лекций                                                 - 3 часа

    Подготовка к семинарам                                                                           - 8 часов

    Подготовка доклада, презентации  на семинаре (3 стр.)                       - 5 часов

    Подготовка к письменной контрольной работе  по модулю 1  - 3 часа.

    Выполнение домашнего задания (1 и 2 части, защита)                         - 20 часов

    Итого по модулю 2:                                                                                    - 39 часов


    • Домашнее задание по УПИС

      Домашнее задание  (всего 40 часов, в том числе в модуле 1 – 20 часов)

      Требования к выполнению  ДЗ.

       

      В процессе выполнения домашнего задания студент должен:

      - составить функциональную схему управляющего процесса, в соответствии с  заданием (тип процесса, используемый стандарт и особенности ИС задаются преподавателем индивидуально);

      - составить структурную схему процесса,  соответствующую варианту задания;

      - определить ключевые индикаторы для оценки качества выполнения процесса и разработать (сформулировать) процедуру (метод) их оценки;

      - определить расположение контрольных точек для контроля выполнения процесса;

      - сформулировать требования к  членам проектной команды;

      - разработать и распределить  роли между акторами – участниками проектной команды;

      - оформить отчёт в соответствии с требованиями к проектной документации, содержащий:  задание, описание функциональной и структурной  схемы процесса, контрольных точек, документов, должностных  инструкций владельца  и участников  процесса.

      Темы домашних заданий (примеры  вариантов).

       

      Вариант 1.

      «Разработка спецификации  управляющего процесса адаптацией и проектированием ERP-системы для НКО» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 2.

      «Разработка спецификации  процесса внедрения ERP-системы для банка АВС» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 3.

      «Разработка спецификации управляющего процесса внедрения системы электронного документооборота на предприятии СМБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 4.

      «Разработка спецификации управляющего процесса внедрения системыBI  на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 5.

      «Разработка спецификации управляющего процесса внедрения системыECM  на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 6.

      «Разработка спецификации управляющего процесса внедрения системыECM  на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 7.

      «Разработка   плана  внедрения системыERP на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант8.

      «Разработка   плана  внедрения системыERP на предприятии СМБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 9.

      «Разработка   плана  внедрения системыECM на предприятии СМБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 10.

      «Разработка   плана  внедрения системыECM на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 11.

      «Разработка   плана  внедрения системыECM на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 12.

      «Разработка спецификации управляющего процесса внедрения системы электронного документооборота на предприятии СМБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 13.

      «Разработка   плана  внедрения системыBI на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 14.

      «Разработка   плана  внедрения системыBI на предприятии СМБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

      Вариант 15.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системыBI на предприятии СМБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 16.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системыBI на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

       

      Вариант 17.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системыBI на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 18.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системыERP на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

       

      Вариант 19.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системыERP на предприятии СМБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 20.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системыECM на предприятии СКБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 21.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системыECM на предприятии СМБ» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 22.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системы электронного документооборота  в банке» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

       

      Вариант 23.

      «Разработка   плана управления рисками при внедрении системыCRM в банке» (в соответствии с заданным стандартом управления –PMIPMBOK).

      Трудоёмкость ДЗ (включая защиту) – 40 час (в том числе в модуле 1 – 20 часов).

      Сроки выполнения ДЗ.

      Срок выдачи ДЗ-                1 неделя,

      Срок  сдачи  ДЗ:

      Часть 1. Постановка задачи и аналитический обзор проблемы -       7 неделя

      Часть 2. Отчет по ДЗ окончательный-                                                   -12 неделя

      Защита ДЗ.                                                                                                -13 неделя.

      Рейтинговые оценки за ДЗ (мин/макс):

      Модуль 1.    –2/5.

      Модуль 2.    –2/5.

      Итого за ДЗ.            -4/10